Зачем нужен финансовый омбудсмен?
Что делать, если произошла конфликтная ситуация в банке, да и вообще в любой финансовой организации? Писать в книгу жалоб или обратиться в правоохранительные органы? Но можно ли добиться результата в вашу пользу на все 100%? Чаще всего, люди не используют свои возможности в полной мере в разрешении споров, из-за недостаточной осведомлённости. С 2018 года принят закон 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», в котором вводится новый порядок решения конфликтов, с помощью финансового омбудсмена.
Понятие финансового омбудсмена
Лицо, наделённое правом урегулирования конфликтов до суда между гражданами и финансовыми организациями, называется финансовым омбудсменом. В деятельность уполномоченного лица входит работа со страховыми компаниями, банками, микрофинансовыми организациями, негосударственными пенсионными фондами и даже ломбардами. Все перечисленные организации обязаны выполнять требования омбудсмена точно так же, как и решения судебных властей. Финансовым омбудсменом может быть человек, соответствующий следующим требованиям:
- Возраст не моложе 35 лет;
- Гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданств другой страны;
- Наличие высшего юридического или экономического образования;
- Опыт работы в сфере защиты прав потребителей, финансово-экономической сфере, надзор и контроль исполнительных органов и все что с этим связано.
В каких случаях уместно обращение к финансовому омбудсмену?
Если финансовая организация взяла с вас денег больше положенного или недоплатила определённую сумму, то нужно составить обращение к финансовому омбудсмену. Вот несколько критериев для денежных споров, которые поможет решить уполномоченный омбудсмен:
- Сумма недоплаты или переплаты составляет менее 500 тысяч рублей.
- Конфликт произошёл в течение последних трёх лет, не позднее.
- Гражданин имеет статус физического лица. Если это ИП или юридическая компания, то нужно урегулировать конфликт через другие инстанции.
- Причиной спора стала конкретная сумма, а не нарушение прав гражданина. Если человек считает, что финансовая организация нарушила его права и причинила моральный вред, то данный вопрос поможет решить Банк России.
- Ранее, по решению конфликта, не было обращений в суд. Если физическое лицо подавало иск в суд, и было вынесено судебное решение, то обратиться к омбудсмену уже невозможно. При несогласии с решением суда, необходимо его обжаловать в высшей судебной инстанции, т.к. уполномоченный омбудсмен не наделен правом оспаривать постановления суда.
Сколько стоят услуги финансового омбудсмена?
В большинстве случаев, урегулировать спор со страховой компанией, с банком и другими финансовыми компаниями, уполномоченный защитник поможет бесплатно. Но бывают исключения. Если обращаться к личному финансовому омбудсмену не напрямую, а через юриста, то придётся потратить некую сумму. Оплата зависит от региона проживания, опыта специалиста, суммы спора, сложности конфликта и других факторов.
Как найти финансового омбудсмена в Москве и других регионах?
Федеральный закон 123-ФЗ гласит о том, что перед подачей заявления уполномоченному омбудсмену, необходимо попытаться достигнуть соглашения с финансовой организацией путём написания руководству жалобы или претензии. Если ничего решить самостоятельно не удаётся, то тогда оформляется заявка на услуги финансового омбудсмена. Сделать это можно следующими способами:
- Подача заявления через МФЦ;
- Оформление заявки на портале Госуслуг;
- Регистрация заявления на официальном сайте финансовых омбудсменов;
- Путём личного обращения в агентство по предоставлению услуг уполномоченного лица.
Если финансовый спор подлежит урегулированию с помощью финансового омбудсмена, то в трёхдневный срок приходит решение о начале сотрудничества. На весь процесс уходит 15-25 дней. По завершении анализа ситуации, финансовый омбудсмен отправляет своё решение участникам конфликта. Все выставленные требования должны быть исполнены в определённый срок. Если результат рассмотрения не устраивает гражданина, то он вправе обратиться с иском в суд.