Как банки защищают деньги вкладчиков от мошенников?
Согласно нововведениям в законодательство России, механизм отслеживания подозрительных платежей становится более жестким, а банки обязаны возвращать клиентам средства, которые были получены злоумышленниками.
От мошенников, которые заинтересованы в том, чтобы завладеть чужими средствами, страдают многие доверчивые люди. Они могут лишиться квартиры и накоплений, взять кредит, но не могут поверить в то, что кто-то хочет их обмануть.
С 25 июля текущего года вступили изменения в Федеральном законе: в соответствии с ними банк может контролировать переводы клиента, направляя соответствующие предупреждения, совершая звонки или приостанавливая транзакции по счетам.
Признаки подозрительного платежа
Финансовая организация принимает меры предосторожности, предполагающие приостановку любых операций по счетам, если заметил подозрительные платежи со стороны клиента.
Основными критериями, которые определяют подозрительность транзакций, являются:
- Наличие реквизитов получателя в мошеннической базе данных.
- Повышенная телефонная активность клиента: предполагается, что до перевода он участвовал в телефонных переговорах и получал многочисленные смс-сообщения.
- Привлечение получателя средств к уголовной ответственности за мошеннические действия.
- Проведение операций с нового устройства или с того устройства, которым пользовались мошенники.
- Проведение нетипичных операций, которые могут вызвать подозрение.
Следует обратить внимание, что перед подтверждением транзакции банк проводит тщательную проверку времени и места ее проведения, используемого устройства, суммы и реквизитов получателя.
При появлении хотя бы одного подозрительного признака клиент получит предупреждение; кроме того, банк вправе приостановить операции на период до 2 дней.
Банк не возвращает украденные средства: что делать?
В случае, если клиент банковской организации подозревает, что стал жертвой мошенников, ему необходимо:
Обратиться в банк с заявлением. Если при проведении операции были выявлены признаки подозрительности, но банк не отклонил транзакцию, клиенту должны вернуть средства в течение 30 дней внутри страны и 60 дней при выполнении трансграничных транзакций.
Подать заявление в полицию, подробно описав произошедшее. К заявлению необходимо приложить выписку о движении средств по счету.
Составить иск в мировой суд при условии, что сумма ущерба не превышает 50 000 рублей, или в районный, если ущерб составил более 50 000 рублей. К заявлению нужно приложить отказ банковской организации возвращать денежные средства, выписку о движении денежных средств, справку из полиции о том, что было возбуждено уголовное дело по факту мошенничества.
Оповестить Центробанк о происшествии. Сведения о злоумышленниках будут сразу же внесены в базу данных, доступ к которой есть у каждой кредитной организации. Это поможет обезопасить других доверчивых граждан, которые так же могут повестиcь на уловки мошенников.
Важно помнить о том, что сообщение о мошеннических действия – возможность оказать содействие следствию и гораздо быстрее поймать злоумышленников.