Платеж завис в банке с отозванной лицензией

При систематическом нарушении закона (например, при подделке бухгалтерской отчётности, отмывании преступных доходов) у банков отзывают лицензию. В подобных ситуациях прибегают к назначению временной администрации. Она изучает текущее финансовое состояние, занимается проверкой активов банка. Одна из основных задач временной администрации — выяснить, может ли банк выполнять свои обязательства перед клиентами или есть потребность в запуске процедуры банкротства. Вместе с тем у неё нет полномочий для проведения банковских операций. Поэтому ни перевести денежные средства получателям, ни вернуть платежи отправителям временная администрация не может.

Дальнейшая последовательность действий

Денежные средства банков с отозванной лицензией никуда не пропали. Они учитываются на счетах финансовой организации. Но адресаты зависших платежей смогут получить их только спустя продолжительное время. После завершения проверки проблемного банка временной администрацией запускается судебная процедура банкротства или принудительной ликвидации. В это время начинают проводить расчеты с теми, кому задолжал банк.

Пострадавшим нужно подать заявление на имя временной администрации. В таком случае их включат в число кредиторов банка. Список необходимых документов и образец заявления можно найти на сайте Агентства по страхованию вкладов. Адрес временной администрации представлен на сайте Банка России.

По закону, если у банка отозвали лицензию, в числе первых выплаты получают те вкладчики, чьи сбережения превышают максимальный размер компенсации от государства. Затем наступает черед сотрудников банка, своевременно не получивших зарплату. Основная часть банковских кредиторов может рассчитывать на получение денежных выплат только в третью очередь. К их числу принадлежат и получатели зависших переводов и платежей.

Что делать, если у банка отозвали лицензию в день очередной выплаты по кредиту?

По закону банк, в котором клиент выплачивает кредит, должен учитывать время внесения денег через терминал или их перечисления другим способом. При этом придётся доказать, что средства действительно были отправлены. К примеру, предоставить:

  • квитанцию о приеме платежа в кассе банка, у которого отозвали лицензию;
  • чек, выданный в банкомате или терминале.

Если клиент не уведомит получателя о том, что его вины в задержке перевода нет, могут возникнуть серьёзные проблемы. Банк, не получивший очередной платеж по кредиту, передаст данные о просрочке в бюро кредитных историй, начислит пени и штраф. Тогда в дальнейшем придётся заниматься исправлением ошибок в своей кредитной истории. При отказе принимать доказательства того, что платеж завис в банке, необходимо подать жалобу в интернет-приемную Банка России.

Как быть при оплате товаров и услуг через терминал?

Нужно отправить продавцам скриншоты уведомлений о списании денежных средств, копии чеков платежного терминала, квитанцию о приеме платежа или выписку с банковского счёта. Кроме того, стоит найти приказ об отзыве лицензии у финансовой организации, через которую проходил платеж, на официальном сайте Банка России. Распечатку, скан или ссылку на этот приказ следует приложить к остальным документам. Если организации, куда бы отправлены деньги, откажутся принимать подобные доказательства, можно обратиться в Роспотребнадзор, а затем в суд.