Правила регистрации ИП в 2023

По статистике, индивидуальные предприниматели составляют более половины от всего российского бизнеса. На 52% ИП приходится 48% юридических лиц. Это удобная форма для ведения малого бизнеса с небольшим штатом и годовым оборотом. Рассмотрим, как проходит регистрация ИП в 2023 году.

Первый шаг – сбор документов.

Регистрация в качестве ИП требует минимального пакета документов.

 Для этого нужно подготовить:

  • Заявление.
  • Паспорта предпринимателя.
  • Квитанция об уплате госпошлины.

Госпошлина зависит от того, где регистрация ИП проводится. Если вы регистрируетесь в электронном виде: на сайт Федеральной налоговой службы, портале Госуслуги или сайте МФЦ.
Услугу по регистрации ИП также предлагают своим клиентам многие банки. Они сами принимают документы и передают их в ФНС. Но воспользоваться этим способом можно только в том случае, если у вас есть электронная подпись.
Если же вы хотите оформить бумаги лично в местном отделении ФНС, то госпошлину оплатить необходимо. Нотариально заверять документы не нужно, так делают только для предоставления копии паспорта вместо оригинала.

Второй шаг – заявление

Заявление о регистрации это, по сути, единственный документ, который нужен для создания ИП. Форма заявления находится в свободном доступе в сети под номером Р21001.
В заявлении необходимо указать паспортные данные и индивидуальный налоговый номер. При наличии иностранного гражданства в заявлении также нужно указать код государства. Он состоит из двух цифр и проверяется по Общероссийскому классификатору.
Также в заявлении указывается почтовый адрес и адрес электронной почты, а главное – коды деятельности ИП по ОКВЭД.

В качестве основного кода необходимо выбирать ту деятельность, которая будет основным направлением работы индивидуального предпринимателя. Если выбрать код неправильно, впоследствии можно лишиться положенных для ИП льгот и субсидий.

Эксперты рекомендуют перед заполнением заявления изучить требования к оформлению документов, которые утвердила ФНС России приказом от 31 октября 2020 года. С тех пор актуальные требования к регистрации ИП не изменились.

Третий шаг – подача документов

Подать документы на регистрацию ИП можно несколькими способами:

  • На официальных сервисах Госуслуги, МФЦ, ФНС.
  • Личным визитом в МФЦ или Налоговую службу.
  • Через интернет при наличии электронной подписи.

По почте – письмо с полным пакетом документов отправляют ценным письмом, приложив опись всех вложений и удостоверив подпись у нотариуса.
Через нотариуса – он также может заверить необходимые документы, например, копию паспорта.

Четвертый шаг – получение документов

Регистрация ИП проводится быстро – не дольше трех рабочих дней. После этого заявителю выдают лист записи ЕГРИП, который подтверждает наличие регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Юридический адрес ИП, в отличие от компании, не потребуется. Единственный адрес, который нужно иметь предпринимателю, это обычный адрес регистрации по месту жительства.
Пятый шаг – регистрация ИП в фондах

Получение документа о регистрации ИП – не самая последняя стадия всей процедуры. Индивидуальному предпринимателю нужно встать на учет в СФР – Социальном фонде России, а также Росстате и Фонде медстрахования. Эта процедура автоматическая и проводится одновременно с постановкой на учет в Налоговой службе. Однако, вы можете обратиться в Соцфонд и оформить добровольные выплаты на себя и своих сотрудников. Это позволит получать выплаты в случае больничных или декретных отпусков работников ИП.

Рекомендуем ознакомиться с правилами регистрации ИП от банка Тинькофф по ссылке